(Сахаров Михаил Степанович; 18.10.1768, с. Зверинцы ростовского у. ярославской губ.- 1.01.1842, Варницкий мон-рь, Ростов), еп. Оренбургский и Уфимский. Род. в семье священника. В 1779 г. поступил в Ярославскую ДС. 14 дек. 1788 г. был отправлен в С.-Петербург в Александро-Невскую главную семинарию (впосл. Академия, см. Санкт-Петербургская Духовная Академия) «для слушания высших наук и приготовления к наставнической должности для Ярославской семинарии» (Калинников. С. 4). Окончив ее в 1792 г., получил место преподавателя Свящ. Писания, пиитики, греч. языка и целого ряда др. дисциплин в Ярославской ДС. В сент. 1797 г. был переведен в СПбДА, где занял кафедру церковного красноречия и греч. языка. В том же году, 19 окт., постригся в монашество с именем А. Через год А. был снова послан в Ярославль уже как настоятель Толгского монастыря с возведением в сан архимандрита (25 мая 1798), ректор ДС и профессор богословия. С 1800 г. А. исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над мон-рями Ярославской епархии. В июле того же года он был переведен в Рязанскую епархию, в Троицкий мон-рь. В дек. указом Святейшего Синода был вызван в С.-Петербург для священнослужения и проповеди слова Божия. В февр. 1802 г. А. был определен на должность законоучителя 2-го кадетского корпуса, а в 1803-м - и настоятеля Антониева Сийского монастыря, затем Троице-Сергиевой пустынь под С.-Петербургом (1804). 25 мая 1806 г. А. был наречен епископом Оренбургским и Уфимским и 10 июня хиротонисан. За время управления епархией А. поставил 216 священнослужителей, при нем было построено 46 церквей, здание семинарии, консистории (вместо ранее сгоревших), восстановлены и приведены в порядок консисторские дела, значительно увеличен фонд семинарской б-ки.
В 1810 г. Святейший Синод, разбирая его доносы на ректора ДС Филарета (Амфитеатрова), нашел управление его тягостным для епархии и предложил ему впредь окормлять паству без отягощения ее судебными преследованиями по маловажным предметам (Здравомыслов). В 1819 г. А. испросил увольнение на покой, получив т. о. возможность для исполнения возложенного на него в 1818 г. Святейшим Синодом поручения составить «систематический сборник русских церковных законов и постановлений». Проживал А. в Троицком Сергиево-Варницком заштатном мон-ре под Ростовом. В 1837 г. представил на благоусмотрение государя «Полное собрание духовных законов» («Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви») в 15 томах. Свт. Филарет (Дроздов), на отзыв к-рому было направлено сочинение, признал труд «весьма значительным для одного человека», однако не нашел его годным к напечатанию. Прот. Г. Флоровский объясняет дело следующим образом: «Протасов нашел несвоевременным издавать «полное собрание» церковных законов... ввиду, как он то мотивировал, «неблаговидности» слишком многих постановлений Петровского времени и всего предыдущего века, огласка которых теперь вряд ли вполне удобна и скорее может соблазнить. Уже приготовленное проф. А. Куницыным «Полное собрание духовных узаконений...» было поэтому оставлено в рукописи без движения, как не оказался пригодным и обширный канонический свод Августина Сахарова, епископа Оренбургского» (Пути русского богословия. С. 208). Тома были сданы в синодальный архив на случай справок. А. является также автором ряда неизданных сочинений, в число к-рых входят: «Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времен» в 9 томах, «Библейский словарь», «73 беседы на Деяния Апостольские» и мн. др. Почти все эти произведения являются собранием большого количества источников и высказываний различных авторов по определенному предмету, включающим примечания или толкования самого А.